
Поэты как исследователи: статьи классиков о природе искусства
Литературоведение — тоже наука. Причём довольно молодая. Основная часть терминологии и исследований в этой области приходится на XX век. И видные писатели делали свой вклад в размышления о литературе, об искусстве, об их особенностях и об их истории.
Статей от самых разных авторов можно найти великое множество, но с чего начать? Вот 5 работ поэтов, которые могут привлечь ваше внимание и расширить ваше представление об интересующих вас предметах.
Статья, открывающая мемуары Вячеслава Ходасевича “Некрополь”. История о малоизвестной артистке Нине Петровской, музе Валерия Брюсова и Андрея Белого. Почему она открывает исследовательскую подборку? Прежде чем уйти в разговор о жизни своих выдающихся знакомых, Ходасевич рассказывает о природе символизма. Не поняв философию этого культурного течения,говорит он, трудно понять людей, которые сформировали эту эпоху. И более красивого и содержательного объяснения, что такое символизм, найти очень трудно.
«Это был ряд попыток, порой истинно героических, — найти сплав жизни и творчества, своего рода философский камень искусства. Символизм упорно искал в своей среде гения, который сумел бы слить жизнь и творчество воедино».
Можно было бы привести в пример мандельштамовское исследование “Божественной комедии”,но мне очень нравится именно “Армия поэтов”. Компактное эссе из двух частей — рефлексия Мандельштама над тем, как стало популярно быть поэтом. И что писать стихи — это слишком мало для того, чтобы поэтом стать.
«Основное качество этих людей, бесполезных и упорных в своём подвиге, это отвращение ко всякой профессии… Как будто поэзия начинается там, где кончается всякое другое ремесло, что, конечно, неверно, так как соединение поэтической деятельности с профессиональной — математической, философской, инженерной, военной — может дать лишь блестящие результаты. Сквозь поэта очень часто просвечивает государственный человек, философ, инженер. Поэт не есть человек без профессии, ни на что другое не годный, а человек, преодолевший свою профессию, подчинивший ее поэзии».
Это эссе — на самом деле, текст речи, произнесённой Блоком на торжественном собрании в 84-ю годовщину смерти Пушкина. Многие потом вспоминали, что это было историческое выступление, что оно произвело на всех присутствующих огромное впечатление. Конечно, дело было в харизме Блока: не все даже разбирали слова. Но на самом деле содержание выступления заслуживает отдельного внимания. В нём Блок, например, определил формулу, что нужно, чтобы стать поэтом: расслышать особый сигнал, совладать с ним и превратить в музыку и — обязательно — показать людям и совладать с критикой. Знаменит и финал этой речи:
«Я хотел бы, ради забавы, провозгласить три простых истины:
Никаких особенных искусств не имеется; не следует давать имя искусства тому, что называется не так; для того чтобы создавать произведения искусства, надо уметь это делать.
В этих весёлых истинах здравого смысла, перед которым мы так грешны, можно поклясться весёлым именем Пушкина».
Набоков, «“Превращение” Франца Кафки»
Владимир Набоков,знаменитый автор романов на русском и английском языках,сам считал себя, в первую очередь, поэтом. В своих литературоведческих исканиях он был порой язвительным, но порой — очень метким.К рассказу Франца Кафки “Превращение” он отнёсся со всей чуткостью творца и исследователя.Он разбирает каждую сцену и каждую часть этого небольшого произведения,рассматривая разные способы его интерпретации. Одни — отвергая, другие — осознавая, но в конце концов — приходя к своему особому взгляду на этот текст.
«Обратите внимание на стиль Кафки. Ясность его речи, точная и строгая интонация разительно контрастируют с кошмарным содержанием рассказа. Его резкое, черно-белое письмо не украшено никакими поэтическими метафорами. Прозрачность его языка подчеркивает сумрачное богатство его фантазии. Контраст и единство, стиль и содержание, манера и материал слиты в нерасторжимое целое».
Цветаева, «Искусство при свете совести»
Марина Цветаева стала писать прозу в эмиграции. Ностальгия, выводы зрелости и нужда — за прозу платили больше, чем за стихи — спровоцировали её на создание мемуаров и исследовательский эссе. Хочется отметить её эссе «Мой Пушкин»: о том, как лично она, Марина, встретилась с творчеством великого поэта и как его осмыслила. Но главным её текстом по теме справедливо считается «Искусство при свете совести». Афористичная работа о пути искусства и пути художника.
«В чём же отличие художественного произведения от произведения природы, поэмы от дерева? Ни в чем. Какими путями труда и чуда, но оно есть. Есмь!…
Свята ли природа? Нет. Грешна ли? Нет. Но если произведение искусства тоже произведение природы, почему же мы с поэмы спрашиваем, а с дерева — нет, в крайнем случае пожалеем — растет криво.
Потому что земля, рождающая, безответственна, а человек, творящий — ответственен».
Авторка: Екатерина Овчинникова