
Новый романтизм: как мужчины учатся быть собой
В 2025 накрашенные ногти у мужчин, волосы до плеч или общий гардероб со своей девушкой уже не кажется нам чем-то странным. За последние несколько лет феминность перестала быть чем-то «запретным» в мужской моде. Эталонами новой маскулинности сегодня считают Тимоти Шаламе в приталенном костюме Haider Ackermann, Гарри Стайлза в прозрачных рубашках Gucci и жемчужных ожерельях, и, конечно, Эзру Миллера, чьи выходы на красные дорожки больше напоминают арт-перформансы с отсылками к drag-культуре.
Так, в 2023 году фирменной фишкой Джейкоба Элорди стали женские сумки, которые ярко контрастировали с его нарочито маскулинным образом «молодого Элвиса». При этом ни у кого не возникло вопросов о его ориентации — напротив, этот жест только укрепил любовь фанатов. Идея нового, романтичного и свободного мужчины постепенно становится привычной и в жизни: всё больше мужчин позволяют себе быть искренними, говорить о любви, открыто выражать эмоции и обращаться за помощью.
Но если говорить о гардеробе, смелость или желание что-то изменить всё ещё появляется не у многих. Это связано с тем, что внешние проявления индивидуальности до сих пор воспринимаются как вызов традиционным гендерным нормам. Изменить внутреннее отношение проще, чем бросить вызов устоявшемуся визуальному коду, который десятилетиями навязывался как единственно допустимый для «настоящего мужчины». Грубо говоря, мужчины уже стали обращаться к психологам, но к стилисту еще не готовы.
В медиа и моде
Тот самый образ токсичного мачо, который был стандартом в нулевых, сегодня вызывает скорее улыбку или ностальгию, если вы выросли на рекламе Axe и фильмах с Вином Дизелем. Барби-персонаж Кен с его мачо-дача-хаузом стал карикатурой, в котором гипертрофированное мужское эго выглядит, мягко говоря, нелепо. А установки вроде “не плачь”, “не показывай слабость”, “всегда будь уверенным” кажутся пережитком прошлого, которые сложно воспринять всерьез новому поколению. Глобальные изменения гендерных ролей, конечно же, сказываются на том как выглядит современный мужчина и что он носит.
Новая маскулинность не про эпатаж и не про хайп. Это про внутреннее спокойствие. Про то, как мужчина впервые за десятилетия перестал быть заложником “мужественности по инструкции”. Той самой, где обязательно носить дорогие костюмы и пользоваться Dior Homme, либо вообще не обращать внимание на внешний вид, оставляя возможность наряжаться «слабому полу». Сегодня сексуальным нам кажутся подведенные глаза, как у Дамиано Давида из Måneskin и эмоциональная открытость, а не рельефный пресс и показная крутость.
Дизайнеры считывают этот шифт особенно тонко. В последней мужской коллекции Dries Van Noten модели выходили в розовых пальто и рубашках с цветочным принтом. Людовик Сант Сернин обнажает мужское тело из сезона в сезон используя корсеты, блестящие топы и и прозрачные блузы. Dior Homme под руководством Кима Джонса тоже говорит на гендерно нейтральном, коллекция осень-зима 2025 представила шелковые рубашки и пиджаки с объемными бантами в стилизации под мужской гардероб.Список можно продолжать бесконечно, в последних коллекциях деление на мужское и женское, стерлось почти полностью, а мужчины начинают выглядеть все более и более нарядно.
Как было раньше?
Мужская мода давно знает, как балансировать между силой и уязвимостью. Достаточно вспомнить Курта Кобейна с его лаконичным макияжем, платьями в цветочек и кардиганами поверх женских ночных рубашек.
В нулевых на подиумах царили герои Hedi Slimane: вытянутые силуэты, узкие брюки, приталенные пиджаки и подростковая нервность, вдохновлённая эстетикой рок-звезд. Еще тогда мужская мода стала ломать стандарты, но делать это в стиле смены эпох: романтичного декаданса и отчужденности;
Сегодня мужская мода уже не про протест, а про принятие. Она не отрицает старые коды, а принимает многообразие мира. В Loewe мужчины выходят в трикотажных платьях, в Wales Bonner в жемчужных ожерельях и шёлковых рубашках. Даже Burberry с приходом Даниэла Ли обновляет мужскую классику за счёт плавных силуэтов и пастельной гаммы.
Мужчина больше не обязан быть сильным, чтобы быть сексуальным. Он может быть мечтательным, ранимым, поэтичным. Мода больше не требует доказательств, она предлагает пространство, где можно просто быть собой.
Авторка: Анастасия Вельчинская