Томирис Адамбаева о «Симфонии Праха», любимых книгах и современной казахстанской литературе
В 2024 году на книжных полках появилась книга «Симфония Праха». Она повествует о трех, не связанных между собой людях, которые неожиданно погибают. И все — 11 сентября. Герои выпадают из жизни, но имеют возможность вернуться в прежний мир, однако для этого им придется пройти через ряд испытаний.
Книга стала литературным дебютом для молодой писательницы Томирис Адамбаевой. В интервью для TÄJ Томирис поделилась, как создавала свою книгу, с какими великими авторами хотела бы встретиться и как оценивает состояние казахстанской литературы на сегодняшний день.
Как пришла к писательству
У нас дома всегда ценились книги, литература и искусство. Меня очень впечатлила «Зеленая миля» Стивена Кинга, которую мне подарила подруга. После нее я в принципе начала писать. Меня поразило, как он смог передать мне все эти эмоции и чувства, даже будучи незнаком со мной.
Позже, когда я училась в школе, мы писали сочинения. И один раз учительница поставила мне двойку за него. Оказалось, она не поверила, что я написала его сама и даже отметила моменты, которые ее особенно смутили. Но после того как я доказала , что пишу сама, она, в каком-то смысле, взялась за меня. И на то время стала для меня наставницей.
В чем заключается идея «Симфонии Праха»
Изначально я придумала концовку. После этого я начала создавать сюжет в обратном порядке. Основной концепт закручен вокруг темы смерти: три случайных человека умирают в один день. При этом в загробном мире есть определенный график. В истории события разворачиваются 11 сентября, поэтому запланировано было огромное количество смертей, но эти трое выпали из этого графика. Из-за чего у них появился шанс побороться за спасение своей жизни. Меня на это вдохновила серия фильмов «Пила».
Реальность в книге показана больницей с длинными коридорами. В ней есть та же бюрократия, что и в жизни: тебя посылают из одного кабинета в другой, затем обратно.
Как я сказала ранее, умирает три человека: Роджер — мужчина средних лет, который не успел ничего сделать за жизнь, Роза — бабушка, которая была ужасной матерью и Матис — молодой музыкант, который еще может реализовать свои мечты. Их ждут тяжелые испытания, в ходе которых они поборются за свои жизни.
Насколько сложно найти издателя в молодом возрасте
На мой взгляд, важно погружаться в эту сферу, развивать навыки нетворкинга. Например, мне очень помог мой редактор — Айгуль. Она живет в Астане, мы с ней познакомились в сети. Она придавала мне мотивации двигаться и больше пробовать. Постоянно появлялись объявления с опен-коллами и прочими конкурсами, я их видела, но при этом не знала, стоит ли подавать свою книгу. Мне кажется, очень важно найти кого-то, кто уже разбирается и сможет тебя поддержать.
О процессе написания
В 13 лет я написала где-то первые 5 глав, и, несмотря на редактуру, большая часть из них осталась в итоговой версии. В 14 лет я отправила текст редактору, которого нашла через одну компанию. Она очень резко отозвалась о моей рукописи, что на какое-то время действительно отняло у меня желание продолжать. Примерно год после этого я толком не писала.
Во время Нового года я нашла старый документ с рукописью у себя на компьютере и подумала: а почему бы мне не попробовать вновь? И я продолжила, и дописала книгу до конца.
В это время я познакомилась с моим редактором Айгуль — она вообще шикарная женщина. Я сразу почувствовала, что она поймет меня лучше прошлого редактора. Я отправила ей одну главу, ей понравилось и мы начали работать. Она была для меня как наставник и объяснила мне многие важные моменты, которые я не понимала. С ней мы как-раз таки уже закончили итоговую редактуру.
Было ли предвзятое отношение из-за возраста
Я думала, что больше предвзятости будет со стороны старшего поколения, однако они как раз-таки были воодушевлены и старались задавать разные вопросы. А вот ровесники реагировали так, будто я занимаюсь чем-то не тем. У моего поколения слово литература не вызывает особого впечатления. А люди постарше как будто лучше понимают эту тему.
С какими писателями хотела бы встретиться и поговорить
Из живых: Стивен Кинг.
Если говорить об ушедших из жизни писателях, то мне бы очень хотелось поговорить с Сильвией Плат. Я считаю, что ее работа «Под стеклянным колпаком» — это женская версия «Над пропастью во ржи». Также известно, что она совершила самоубийство после этого романа, поэтому было бы еще интереснее узнать ее, ее состояние и переживания.
Автором какой книги хотела бы оказаться
Мне очень нравится книга Стивена Кинга «Мизери». Также мне хотелось бы написать «Похороните меня за плинтусом». Когда я ее читала, у меня такой осадок остался: я словно прожила в этой советской коммуналке с бабушкой целую жизнь. Ну и еще пожалуй «Мастер и Маргарита».
Книга, которая изменила
«Жутко, громко и запредельно близко» Джонатана Сафрана Фоера. Кстати, я прочитала эту книгу после того, как написала свою. Мне нравится, что в ней повествование идет от лица маленького мальчика, который потерял отца во время теракта 11 сентября. Также Фоеру удалось здорово выразить чувства потери и скорби через очень простые метафоры. Например, этот мальчик сравнивал скорбь с гирями на душе — и это действительно меткое описание.
Казахстанская современная литература
Я состою в сообществе USW (United States of Writers). В этом сообществе я узнала, что много людей пишут. Большинство из них приходят из других сфер. Например, кто-то может всю жизнь работать бухгалтером, а потом найти себя в писательстве.
Мне нравится, что наша литература довольно разнообразна. И здорово видеть, как кто-то пишет, например, в фантастическом сеттинге — тот же «Ген Превосходства» Даны Найдер. Это круто, потому что наши писатели показывают таким образом, что они могут писать о чем-то кроме Абая и великих степей. Также можно вспомнить Марию Омар, с ее «Мед и немного полыни». Каждый писатель берет какой-то определенный жанр и учиться в нем работать.
Однако поддержки все равно не хватает. Мне кажется, у нас много писательских сообществ, например Союз Писателей или Пен-клуб, но часто там сидят оторванные от современного литературного процесса люди, которые не всегда способны справедливо оценить его. Новые книги воспринимаются слишком консервативно. Я думаю, что стоит поддерживать свежую литературу для молодежи, потому что тогда, возможно, она начнет больше читать.
Совет молодым писателям: Если человек действительно горит писательством — надо писать. Иногда кажется, что напишешь что-то сомнительное или боишься пустого листа: однако даже если написанное не нравится, но в нем ты все-таки заметил как лучи солнца падают на асфальт — это уже что-то. Поэтому надо писать каждый день. В конце концов что-то из этого выйдет.
С Томирис поговорил: Султан Раис
