Экологичная мода или все об upcycle
Термин «Fast Fashion» — в переводе быстрая мода, появился относительно недавно. По аналогии с фастфудом, быстрая одежда изготавливается в короткие сроки, отличается ценовой доступностью, быстро насыщает интерес покупателя и её всегда хочется больше. По расчётам аналитиков мы стали покупать в 400 раз больше предметов одежды, в сравнении с 1995 годом. Когда еще полвека назад на производство платья у кутюрье уходило от нескольких дней до месяца, новейшие технологии и низко оплачиваемая рабочая сила, позволяет выпускать тонны одежды, постоянно подогревая интерес публики.
На производство текстиля тратится рекордные 93 млрд (!) литров чистой воды в год. К примеру, для производства рубашки из хлопка нужно 2,5 литров воды, а для одной пары джинс — 7,5 литров. Самой вредной частью гардероба считается обувь, особенно пластиковая подошва, на её производство уходит 200 литров чистой воды для каждой пары. Той самой воды об окончании которой бьют в колокола экологи, а во многих регионах Африки её и вовсе нет.
Текстильная промышленность не только тратит чистую воду, она загрязняет Мировой океан, чем существенно сокращает потенциальные запасы. Синтетическая одежда, также как и пластиковые бутылки, разлагается около 200 лет. (если вдуматься купленное «на один сезон» платье проживет в 2-2.5 раз дольше чем вы и это пугает). Микрофибры пластика с каждой стиркой уплывают прямиком в океан, частицы пластика стали настолько вездесущи, что его микро-частицы находят даже в организме людей. По подсчетам ученных, одна стирка соотносима вреду с 50 миллиардами пластиковых бутылок плавающих в открытом океане. Так что эко-стаканы для кофе и многоразовые шейкеры, не способны даже на 10% снизить вред от импульсивного шоппинга.
Отдельная тема текстильные заводы, с их вредными выбросами в атмосферу. Объем выбросов CO2 текстильной промышленностью ежегодно составляет более миллиарда тонн — это больше, чем от всех международных авиаперелетов и судоходства. Выброс СО2 в атмосферу грозит озонными дырами и созданием парникового эффекта, а в следствии — глобальное потеплением.
Несмотря на весь вред который быстрая мода наносит окружающей среде, в погоне за продажами бренды создают всё больше одежды, а тренды входят и выходят из моды переполняя гардеробы фешанист.
С другой стороны, эпоха велнесса прибывает нас быть максимально осознанными, а популярные гуру исполнения желаний призывают не хранить ненужные вещи, немедленно избавляясь от вещей которые не носим. Так, по статистике каждая 10 купленная вещь отправляется на свалку в течении года. Нам кажется, что одна покупка в масс-маркете не станет решающей, а новое платье не принесет никакого вреда.
Конечно, совсем отказавшись от покупок, мы не сможем решить проблему вредных выбросов. Перестав один человек заказывать на Shein, океан не очистится сам собой, но если бы весь мир отказался от «быстрой моды»?
Проблема загрязнения окружающей среды настолько обширная, что мало только знать о ней, нужно действовать. Gen-Z уже стал более осознанным, зумеры всё чаще выбирают винтажные магазины, торговым центрам. Даже звезды в лице сестер Кардашьян-Дженнер, которые еще недавно ассоциировались с синтетическими платьями, всё чаще стали появляться в винтажных нарядах . А Беллу Хадид сегодня по праву считают королевой винтажа, полностью отказавшись от услуг стилиста, девушка лично подбирает себе наряды, делая упор на архивные коллекции. Посещать секонд-хенды давно перестало быть стыдно, сегодня покупки вещей из раздела pre-owned, скорее подчеркивают вашу осознанность и ответственность, нежели сигнализирует о проблемах с финансами.
Об этом давно знают дизайнеры, работающие в направлениях upcycle (апсайкл) — превращение сырья в более ценный предмет, нежели он был до этого — up (вверх) + cycle (цикл); и recycle (ресайкл) — вторичное использование вещей. В высокой моде, переработкой одним из первых стал заниматься Мартан Маржела. За неимением больших средств на покупку тканей для первых коллекций, дизайнер скупал вещи из секонд-хенда и перешивал их, создавая абсолютно новый дизайнерский продукт. Сегодня апсайклом занимаются уже не из-за экономии, а заботы о планете, и вот несколько марок на которые стоит обратить внимание:
Marine Serre
Лауреатка LVMH Prize и ученица Демны Гвасалии, Марин Серр мечтала менять мир через любимое дело. Дизайнер часто делает политические заявления с помощью одежды, одна из коллекций например была названа «Всё ради любви» и создавалась как протест на происходящие в 10-х годах террористические атаки в Европе.
Коллекция 2021 года, с французского переводится как «Разлив Нефти», обращая внимание на проблему загрязнения океана. Во время пандемии, девушка перешла к более активным действиям, запустив отдельную апсайкл линию. В нее входили платья из переработанных гобеленов и юбки из кожи. Сейчас апсайкл медленно занял место в каждой линейке Марин, а их всего три: красная (с кутюрными нарядами для красных ковровых дорожек), золотая (повседневная одежду с акцентом на ручную работу) и белая (совсем расслабленная). На сегодня 50% всей одежды выпускаемой Серр вторично переработанная. Дизайнер также использует остатки из нераспроданных коллекций, всячески уменьшая урон от собственного бренда.
Bettter
Бренд Юлии Пелипас, «Bettter» шьет коллекции из вещей найденных винтажных маркетах и секонд-хендах Украины.
«Мне очень нравилось то, как я себя чувствовала, когда впервые заходила в школу в одном из кремовых костюмов моего дедушки, который «посадила» на свою фигуру. Вот, чего я хочу от Better — я хочу, чтобы каждый чувствовал: тот наряд, который они приобретают это не рандомная покупка, а что-то, что останется с ними. Как дедушкин жакет»
, — так комментирует свою работу Юлия. В коллекции бренда много пиджаков и костюмов, по словам самой Юлии, ей всегда хотелось, чтобы женщины могли ощущать такую же силу, которую ощущает любой мужчина надевая костюм.
«Какую бы фигуру ты не имел, смокинг заставляет чувствовать себя Джеймс Бондом. Того же я хочу для женщин».
Chopova Lowena
Британский бренд созданный двумя выпускницами Saint Martins критики называют «Sustainable grunge». Шотландские юбки в ярких нетипичных цветах покорили мир несколько лет назад. Фанатами плиссированных мини мгновенно стали Дуа Липа, Чарли ХСХ, Уиллоу Смит и даже Мадонна.
Эмма Чопова и Лаура Ловена дают вторую жизнь забытому болгарскому dead-stock’у (произведенным, но не использованным тканям) и национальными узорам. Их «антропологический» подход к дизайну обоснован любовью к вещам ручной работы и традиционным ремеслам. В поисках материалов Эмма Чопова специально возвращается на родину родителей, в маленькую горную деревни под Софией. Найденные пледы, тартановые фартуки и старинные ткани превращаются в килты и блузы с эклектичными спортивными элементами, наполненные панковским духом. Цель их дизайна и производства уникальной одежды — ввести систему этичного потребления с акцентом на мастерство, традиции и стремлении к zero-waste.
Будем надеяться, что всё больше людей начнет ценить природные ресурсы, ведь сегодня это сделать достаточно легко. Перестать наконец мыть посуду (привет мамам!) и купить посудомойку, сократив потребление воды в 5 раз; выбрать платье не из новой коллекции Зары, а из винтажного магазина, где зачастую можно найти невероятные наряды европейских кутюрье, по цене сегодняшнего миддл-сегмента; или просто заняться починкой любых вещей, вместо того чтобы сразу нести их не мусорку. Такие простые мелочи — забота не только о природе, но и о себе.
Авторка: Анастасия Вельчинская