Как создаются тренды?

Как создаются тренды?

«Я создаю тренды» с гордостью заявляет поп-певица Ольга Бузова. И отчасти она права.

Инфлюенсеры и люди «имеющие власть» (к этой категории относят всех медийных личностей) — являются объектом для изучения трендвотчеров, а их поведение, стиль одеваться и высказывания, оказывают большое влияние при составлении трендбуков — журналов, которые покупают бренды, при составлении мудборда будущих коллекций. Но такое же влияние имеем и мы с вами.

Ничего не понятно? Сейчас объясним.

Трендвотчер (от англ. trend watcher) или тренд-аналитик — это человек, который изучает культуру, политику и внешнюю среду, в целом, предугадывая тренды. Свои наблюдения трендвотчер собирает в трендбук, по-русски: книгу о трендах. Все эти люди работают в специальных агентствах, самые известные из них WGSN и Trend Union Stylus. Trend Union, например, работает с Prada и Gucci, а один из крупных клиентов WGSN — Adidas.

Но как же работают эти агентства и почему одни вещи нам кажутся модными сегодня, а завтра мы уже не хотим их надевать?

Всё достаточно просто. Человеку всегда нужно что-то новое, мода циклична, а за её изменения отвечает как политическая и социальная обстановка, так и небольшие инфлюенсеры или количество купленных нами вещей в этом месяце.

Боимся глобального потепления? Появляется тренд на экологичность и переработанные ткани. Обостряется военная обстановка в мире? Всё больше мы видим милитари цвета и плотные текстуры на подиуме. Началась пандемия? Конечно, никто больше не хочет носить офисную одежду и переодевается в удобные худи, пижамный крой. За всеми нашими болями, желаниями и проблемами непрерывно следят трендвотчеры, составляя для своих отчетов рейтинг из вирусных хэштегов в социальной сети Х и TikTok.

Бренды, в свою очередь, каждый месяц анализируют продажи, составляя рейтинг более и менее популярных продуктов, чтобы в следующем сезоне создать еще более актуальную для покупателя линейку товара.

Как ситуация в мире влияет на то что мы надеваем, так и бренды диктуют нам что сегодня классно, а что нет. Например, если Valentino несколько лет демонстрировал нам оттенок фуксии, логично что когда-то он надоест и захочется чего-то нового. Сразу 3-4 бренда могут вывести новый цвет на подиум, который позже скопируют конгломераты fast-fashion’a типа Inditex и H&M. Разослав вещи правильного цвета N-количеству инфлюенсеров, через какое-то время мы видим все оттенки, к примеру красного, на всех платформах. И вот магическим образом, рука сама потянулась заказать алые Adidas Samba на Farfetch 🙂

А как же модные самородки? Молодые люди с врожденным чувством вкуса, которые одеваются наперекор мэйнстриму? За такими тоже следят трендвотчеры, они оценивают насколько популярной становится та или иная стилизация. Например, смелое забытое комбо нулевых — юбка с джинсами. А когда стритстайлы с самых модных столиц сходятся в концентрации одного тренда, он непременно оказывается в трендбуке у подопечного LVMH или Kering.

Вот так, модный цикл ходит по кругу, от фэшн-пионеров и создателей собственного стиля, до высокой моды и обратно. Где первые создают тренды, а последние внедряют их в массы.

С точки зрения психологии, тренды задействуют два важных механизма в нашей голове: желание быть принятым и ностальгию. Как правило, почти все тренды напоминают нам о том или ином промежутке времени; то, что мы помним сами или знаем благодаря родителям. Как например, мода на Y2K завирусилась благодаря тому, что зумеры стали снимать видео в TikTok, наряжаясь в образы из MTV своего детства. Уже сейчас, массивные ремни, мини-юбки, обтягивающие платья и сумки баггеты — must have у модной молодежи по всему миру, а бренды вроде Blumarine и Diesel радостно поддерживают возвращение моды на 2000-е.

Что касается желания быть принятым — это механизм, дарованный нашими далекими предками, отчасти именно он несет ответственность за наш выбор одежды. Чтобы принадлежать той или иной группе, мы выбираем определенный стиль, цвет и фасон. Изменение вкуса, легко наблюдать на примере модели джинс, которые мы носим. Еще недавно весь мир поголовно носил широкие джинсы и брюки клеш, а зауженные скинни считались пережитком прошлого. Прошло пару лет, широкий фасон уже немного поднадоел, а мода на злободневный Ozempic призывает все больше показывать фигуру. Вуаля! Saint Laurent, Balenciaga, Miu Miu выводят моделей на подиум в джинсах больше напоминающие леггинсы. Блогеры снимают обзоры на возвращение “узкачей” и укороченным капри в придачу. В какой-то момент и мы ловим себя на мысли, мол узкие джинсы не так уж и плохо, а может и мне надеть?

Что следует из нашего небольшого ресерча — любой тренд создают люди. Бренды и маркетинговые агентства, опираются на наш с вами выбор, а значит мы вольны сами создавать моду. Призываем наших читателей носить то, что нравится; не ограничивать себя в экспериментах и выбирать то, что кажется красивым сегодня, а не то, что диктует очередной телеграм-канал. Кто знает, какой вклад вы сделаете в мировые тренды, благодаря своему вкусу? Возможно завтра то что вы носили годами, окажется на подиуме и тогда с уверенностью можно будет сказать — «Я создаю тренды».

Авторка: Анастасия Вельчинская